Комплексне заняття у старшій групі «Як Весна Сонечку допомогла»

Відомості про автора: Фрідман Ірина Миколаївна

                                       вихователь, спеціаліст вищої кваліфікаційної категорії 

Спеціального дошкільного закладу № 8 «Півник» (компенсуючого типу)

Міське управління освіти міста Костянтинівка

Донецька область

Комплексне заняття

з мовленнєвого розвитку з елементами навчання грамоти та ознайомленню з природним оточенням у старшій групі

«Як Весна Сонечку допомогла»

Тема: «Как Весна Солнышку помогла».

Программное содержание:

І. Учебные задачи:

  • обобщить знания о весенних явлениях природы;
  • активизировать словарь по теме «Весна»;
  • усовершенствовать и закрепить умение составлять коллективно сказку с помощью мнемотаблицы;
  • формировать навыки расшифровывания ребусов;
  • закрепить умения образовывать антонимы;
  • формировать умение понимать учебную задачу и самостоятельно ее выполнять, используя анализ и синтез.

ІІ. Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать связную речь, логическое мышление, творческое воображение, зрительное восприятие;
  • развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, фонематический слух – упражнять в выполнении звукового анализа.

ІІІ. Воспитательные задачи:

  • умение общаться и работать в коллективе;
  • воспитывать нравственные качества, желание оказать взаимную помощь сверстнику.

Материал к занятию:

ноутбук, текст видеописьма, «Дерево чудес» с развешенными именными конвертиками с ребусами, 3 ключа из бумаги, кассы с буквами, «Поляна Черных Силуэтов» (фигурки из черной бумаги), сюжетные и предметные картинки по теме «Приметы весны», солнце из бумаги, ручеек из ткани, капельки из бумаги, живая черепаха, запись физминутки «Черепаха-Аха-Аха» в Mp4, дидактические игры «Поиск букв», «Расшифруй ребус», «Скажи слово наоборот», интерактивная игра в командах «Собери приметы весны», волшебный сундук с замком, игрушки, мнемотаблица для составления сказки, текст дыхательной гимнастики, султанчики для дыхательной гимнастики, «кресло автора», Девочка-Весна на воздушных шариках.

І. Орг.момент.

– Доброго ранку! Рада Вас всіх вітати! Ловіть мою посмішку! (вихователь посміхається дітям, діти ніби ловлять посмішку).

– Давайте і ми подаруємо усім – і дітям, і дорослим посмішки та гарні слова.

Доброго ранку! Доброго дня!

Хай плещуть долоньки,

Хай тупають ніжки,

Працюють голівки!

Доброго ранку! Доброго дня!

Бажаєм усім ми здоров`я й добра!

ІІ. Основная часть.

– Вот и хорошо, с доброй улыбкой можно начинать игру. А игра наша – необычная, потому что пришло нам сегодня письмо от одного знакомого медведя! (просмотр видеописьма)

«Здравствуйте, дети! Я живу в стране вечной мерзлоты, льдов и  холода. Я никогда не снимаю свою белоснежную теплую шубу, без нее я замерзну. Недавно к нам приезжали полярники и рассказывали, что когда они вернуться домой, у них уже будет тепло, а не так как в моей стране.  А как  это «тепло»? Как Вы живете без льдин и снега? Я никогда не видел «тепла», прошу Вас, помочь мне узнать, как это жить без круглогодичного снега и холода! Жду ответа, Умка».

– Хотите помочь Умке? Готовы ко всем трудностям?

– Дети: Да!

– Чтобы помочь Умке, я приготовила задания, которые спрятаны в группе, за каждое правильно выполненное задание вы будете получать ключик, одним из которых откроете тайник. Ребята, но Умка не сказал, о чем он хочет узнать.

Дидактическая игра: «Расшифруй ребус».

– Для каждого из Вас – отдельное задание.

– Догадались, где, чей конвертик? Снимайте его с нашего Дерева Чудес и присаживайтесь за столы. Открывайте конвертик. Ваше задание: разгадать ребус и выложить свое слово из букв.

– Справились? Назовите каждый свое слово.

1. Глеб, назови первый звук в своем слове ([в`]). А теперь обозначь его буквой, а буквы находятся под Деревом Чудес (аналогично выполняют задания все дети).

– Прочитайте, какое слово получилось? (Весна).

– Сложите буквы в свои карманчики.

– Теперь мы знаем, о ком должны рассказать Умке. Сегодня мы вспомним, что мы знаем о весне.

– За первое выполненное задание получите ключ, прочитайте, куда нам двигаться дальше. Ключик берем  с собой.

На ключе надпись: «На ковер Вы поспешите и главную примету весны там разыщите».

Интерактивная игра в командах «Собери приметы весны».

– Ребята, мы попали на Поляну Черных Силуэтов. Сюда еще не заглянуло солнышко, поэтому здесь так мрачно и уныло. Нужно выполнить задание поскорее и тогда солнышко пошлет свои лучики на поляну, и она оживет. Возьмите по одному силуэту, переверните его и скажите, что на нем нарисовано. Силуэты нам помогли разделиться на две команды – команда «Тучки» и команда «Цветочки». Солнышко уже выглянуло, но засияет тогда, когда команда «Тучки» выберет на заколдованной поляне приметы ранней весны, а команда «Цветочки» – поздней весны.  Отвечать команды будут по очереди. Не забываем правила: если необходима помощь члену команды – помоги ему!

Дети выполняют задания.

–  Спасибо, что Вы оживили Поляну Черных Силуэтов. Солнышко засияло и хочет отблагодарить Вас. Поиграем с ним!

Самомассаж «Солнышко».

Солнце утром рано встало (поднимают руки вверх, потянуться),

Всех детишек приласкало (гладят по голове),

Гладит грудку («дорожка» на груди),

Гладит шейку (поглаживание шеи большими пальцами сверху вниз),

Гладит носик (кулачками растирать крылья носа),

Гладит лобик (проводят пальцем по лбу от середины к вискам),

Гладит ушки (растирают),

Гладит ручки (растирают ладошки).

Вот! (поднимаем руки вверх).

– Получите заветный ключик! Прочитаем, куда нам отправляться дальше: «Следующий ключик на дне весеннего ручейка Вы ищите, и слова наоборот скажите».

Дети подходят к ручейку из ткани – находят конверт.

Ручеек мне прошептал, что за каждый правильный ответ подарит Вам свою капельку.

Проводится игра  «Скажи наоборот».

Зимой холодно, а весной…..(тепло).

Зимой песни у птиц грустные, а весной …..(весёлые).

Зимой лёд на реке толстый, а весной …..(тонкий).

Зимой солнце тусклое, а весной …..(яркое).

Зимой снег лёгкий, а весной …..(тяжёлый).

Зимой день короткий, а весной …..(длинный).

Зимой по утрам на улице темно, а весной …..(светло).

На зиму перелётные птицы улетают на юг, а весной …(возвращаются). 

Зимой снег чистый, а весной …..(грязный).     

Дети получают капельки за каждый правильный ответ. Бросайте капельки в ручеек, пусть он станет еще шире.

– А вот и Черепаха Аха-Аха приползла, потанцуем с ней!

Физминутка «Черепаха-Аха-Аха» под музыкальное сопровождение.

– Доставайте со дна ручейка ключик. Прочитаем, куда нам дальше идти: «К сундуку волшебному скорее поспешите и сказку о весне для Умки сочините!».

Дети подходят к сказочному сундуку. Ребята, пробуйте, может быть, какой-то ключик подойдет и откроет наш сундучок (сундук не открывается).

– Нужно подобрать код. Если мы это сделаем – сундук откроется.

Разложите фигуры в порядке убывания – от большего к меньшему, переверните их и прочитайте код (код – слово «сказка»).

– Открывайте сундучок! Да здесь же герои, о которых мы сочиним сказку! Перечень мягких модулей: Весна, Солнышко, Тучка, Ветерок, Подснежник, Зайка.

– Я предлагаю Вам составить сказку, в которой они будут главными героями. – Ну, а теперь вспомним, из каких частей состоит сказка? (Из начала, основной части и концовки).

– О чем говорится в каждой части? Скажите-ка, с чего надо начинать? (Придумать название, заголовок).

– Давайте вспомним, как начинаются сказки? (Жили – были… За синими морями, за высокими горами… Давным – давно…).

– Какими могут быть герои в сказках? (добрые, злые) А что может произойти с героями в сказках?

– Чтобы облегчить работу, я приготовила дня вас таблицу-опору, по которой мы будем сочинять сказку о Солнышке.

– Жило-было… Каким было Солнышко? (Веселым, приветливым).

– А давайте покажем, ребята, каким было солнышко! (дети изображают радостные эмоции).

– Что оно делало? (Согревало всех, дарило радость).

– Кто однажды захватил его в плен? (Темная Туча).

– А какая была Туча? Покажите! (дети изображают негативные эмоции).

– Каким стало все вокруг? (Грустным, мрачным, неприветливым, хмурым).

– Кто пришел на помощь Солнышку? (Весна и Смелый и Веселый Ветер).

– А давайте поможем Ветерку прогнать Тучку!

Дыхательная гимнастика «Дует Ветер-озорник».

– Как он помог? (Прогнал Тучу, и Туча полетела в темный лес спать).

– Что сделало Солнышко? (Улыбнулось, засияло).

– Кто обрадовался, что Солнышко вернулось? (Подснежник расцвел, травка начала выглядывать из земли, птички начали петь).

– Вот мы и ответили на вопросы таблицы и сочинили сказку о Солнышке. Как бы вы ее назвали? (Солнышко, Солнышко и его друг Ветер, надежный друг и др.).

Дети рассказывают сказку (2-3 человека, самостоятельно).

Текст сказки:

Жило-было на небе веселое приветливое Солнышко. Оно всех согревало, дарило радость. Но однажды нашла Темная Туча и захватила Солнышко в плен. Все вокруг стало грустным, мрачным и неприветливым, хмурым. Увидела это Весна и попросила Легкий ветерок прийти на помощь. Прогнал Легкий Ветерок Тучку, и полетела она в темный лес спать. Увидела это Весна, обрадовалась, а вместе с ней и цветы, и птицы, и животные, и насекомые. Вот так Весна и спасла Солнышко!

– Хорошие сказки у Вас получились, ребята!

ІІІ. Заключительная часть.

На воздушных шарах залетает Девочка-Весна.

– Ребята, сама Весна услышала Ваши сказки и прилетела к нам! Она унесет их к Умке, и он узнает, какой бывает Весна!

Дети выпускают воздушные шары.

Залиши перший коментар

Зашили коментар

Ваш email не буде публікуватися.


*