Презентація моделі комбінованого заняття
(корекційно-абілітаційних заходів)
для дітей з порушенням опорно-рухового апарату та ДЦП.
Відомості про авторів:
Єропсанова Світлана Олександрівна,
Вчитель-логопед, спеціаліст I кваліфікаційної категорії.
Спеціальний дошкільний заклад № 8 «Півник» (компенсуючого типу)
Міське управління освіти міста Костянтинівка
Донецька область
Коротка анотація заняття: представлено спільний комплекс корекційно-розвивальних та абілітаційних завдань, спрямованих на розвиток та корекцію фізичного та психоемоційного розвитку дітей з особливими потребами, використання нетрадиційного обладнання та здоров’язбережувальних технологій, варіант інклюзії дитини з особливими освітніми потребами (ДЦП) в освітній процес. В занятті використано елементи методики М.Єфименко «Театр фізичного розвитку та оздоровлення дітей дошкільного и молодшого шкільного віку».
Тема: В гости к золотой рыбке.
Цели:
Коррекционно –абилитационнная:
– регуляция мышечного тонуса с использованием контрастотерапии и криоаппликации;
– улучшение функции зрительного и слухового анализаторов, их координации с движениями туловища и конечностей;
– развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах;
– улучшение функции вестибулярного аппарата, развитие чувства равновесия;
– укрепление связочно-мышечного аппарата стопы;
Коррекционно-восстановительная:
– развитие сенсомоторного восприятия;
– коррекция психо-эмоционального состояния детей;
– развитие эстетического восприятия и художественного вкуса методами нетрадиционного рисования;
-развитие навыков сотрудничества.
Оборудование: нетрадиционное спортивное оборудование (доріжки-сліди,
коригуючи тропи,), с/и «По следам», сухой бассейн,
сенсорный душ, пластиковый контейнер, лёд,
воздушные шарики, краски, кисточки, пена для бритья,
пипетки, ноутбук.
Предварительная работа: разучивание с детьми комплекса физкультурных упражнений по методике Н. Ефименко, холодовая проба.
Ход занятия.
- Организационный момент. Коммуникативная игра «Доброе утро».
Воспитатель: День наступает, всё оживает,
Солнышко встаёт, нам свет и тепло даёт.
Мы собираемся в добрый путь отправляемся!
- «Письмо от золотой рыбки». На ноутбуке звучит звуковой сигнал – дети получают электронное письмо, с приглашением отправиться в путешествие к волшебному озеру.
- «Упражнения на нетрадиционном спортивном оборудовании». Дети ходят по спортивным коврикам.
Тропа № 1
- Вот тропинка первая.
Машины следы.
Баловница с мультика.
К Мишке в лес ходила.
И там наследила.
Надо пройти по Машиным следам.
Тропа № 2
- А эта тропинка тренирует ножки,
Мы потопаем немножко.
Тропа № 3
- Дальше змейка нас ведёт вперёд.
«Удав»
- А здесь смотри, удав лежит на пути,
Он спит, ты его не буди, осторожно иди.
«Сенсорный душ»
Тропинка нас привела к водопаду, значит озеро где-то рядом.
- Какой чудесный водопад,
На нём атласные ленты висят,
Как будто с высот струится вода,
Попробуй-ка, зайди туда.
(Дети рассказывают о своих ощущениях).
«Сухой бассейн».
– А вот и озеро нашли, давайте покажем, какое оно. (Дети выполняют коррекционные упражнения на карематах, ребёнок с ДЦП – расслабляется в сухом бассейне)
- «Песчинки и камешки» -И.П.лёжа в позе эмбриона. Перекаты с бока на бок.
- «Рыбки плещутся в воде» – И.П. лёжа на спине, одновременное поднятие рук и ног.
- «Рыбки плавают» – И.П. лёжа на животе, руки вдоль туловища. Поднимаем голову и плечи, руки тянем вверх за спиной, одновременно поднимаем ноги, раскачиваемся.
- «Раки в озере живут» – И.П.сидя, упор руками за спиной, ноги согнуты в коленях. Передвижение вперёд и назад.
- «Улитки ползают в озере» – И.П.сидя, ноги вытянуты вперёд, руки согнуты в локтях. Передвижение вперёд.
- «Водоросли» – И.П.на низких коленях, руки на поясе. Подняться на высокие колени руки поднимая через стороны вверх.
Логопед: – Ребята, в каком интересном путешествии вы побывали! Но на этом, приключения не заканчиваются! Садитесь на места. (Дети садятся за стол, на нём тарелочки с ледяными кубиками и контейнер с тёплой водой). Ребята скажите мне, а что такое настоящее озеро, из чего оно состоит? (Озеро-это вода). А что происходит с водой зимой? (Она замерзает). Отгадайте мою загадку:
Очень холодно, не так ли?
Все дорожки замело.
Лишь вчера была я каплей,
А сегодня – как стекло.
Я Снежинкина сестрица,
Затвердевшая водица. (Лёд)
– Да, верно, и сейчас мы с вами выполним ещё одну зарядку, но уже для личиков и для рук. И поможет нам в этом – льдинка. Ребята, возьмите в руки «ледяной мешочек» (лёд в марлевом мешочке) и по моей команде будем прикладывать его к губам, к уголкам улыбки, к бороде. (по схеме см. приложение).
Упражненье начинаем, лёд к лицу мы прижимаем.
К губкам прижимаем, тихо посчитаем,
1-2-3-4-5, можем вместе отдыхать.
Улыбнулись, рассердились, очень сильно удивились.
К складочке прижмём, и считать начнём:
1-2-3-4-5, можем вместе отдыхать.
Улыбнулись, рассердились, очень сильно удивились.
И к другой прижмём опять,
1-2-3-4-5, можем вместе отдыхать.
Улыбнулись, рассердились, очень сильно удивились.
К бороде прижмём, и опять считать начнём.
1-2-3-4-5, можем с вами отдыхать.
Улыбнулись, рассердились, очень сильно удивились.
Набежала тёмная туча, мы глаза зажмурим лучше.
Всё лицо мы напрягаем, теперь спокойно отдыхаем!
Глазки открываем!
Будем чётко говорить и улыбки всем дарить!
(Дети прикладывают лёд к точкам, держат под счёт, потом убирают, выполняют мимические движения. Дети выполняют самостоятельно, ребёнку с ДЦП логопед выполняет движения)
-Что ж ребята, не скучаем, играть со льдом мы продолжаем. Теперь поиграем с льдинками руками. Но льдинки мои не простые, зима заморозила разные предметы, и узнать их только по цвету. На что похожи льдинки, угадайте? (Ответы детей).
-Давайте поздороваемся каждый со своей льдинкой, каждым пальчиком правой руки, начиная с большого. Потом поздороваемся всей ладошкой, а затем намылим ею руки.
Каждым пальчиком коснусь.
Я мороза не боюсь.
На лёд ладошку положу,
никому не покажу.
В правую, левую руку кладём,
Следом как мылом мылить начнём.
В тёплую воду мы ручки опустим.
Пальчики – лучики в стороны пустим.
В крепкий кулак мы ручки сожмём,
И по волнам мы с тобой поплывём.
(Кисти рук детей находятся в тёплой воде, выполняем движения).
– А в нашем необычном озере, можно встретить необычных жителей.(Содружественные движения языка и пальцев рук – артикуляционные движения «Индюк», «Лошадка», «Накажем непослушный язычок»).
Встретим в воде мы с тобой индюка пальцы в такт языка двигают по воде
Может быть даже морского конька пальцы «скачут» по воде
И на качелях его покатаем указательные пальцы вверх-вниз
И с непослушным язычком поиграем ладонь ведущей руки похлопывает по
воде
Там мы услышим песню водички набираем в ладошки воду и выливаем
её (с-с-с)
Шипенье змеи в воде мы найдём «раздуваем» ладони сложенные вместе
Звон колокольчика слышен отлично ладони вправо-влево (л-л-л)
Ну и мотор мы свой заведём рисуем спираль (р-р-р)
– Ручки достали, со льдом поиграли. (Дети перебирают руками льдинки).
– Ручки размяли, язык, губки тоже, сказку руками поведать мы сможем. (Руки детей в контейнере с водой, выполняем движения руками – повторяем сказку).
Пять маленьких рыбок играли в реке, шевелим пальцами
Лежало большое бревно на песке, руки прижаты друг к другу,
переворачиваем с боку на бок
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» «ныряем» округлёнными руками
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» «отрицательный жест» пальцами
А третья сказала: «Мне хочется спать!» руки в кулаках на дне
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать быстро качаем руками (дрожь)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил! запястья соединены, ладони
раскрываются
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» достаём руки, прячем их в полотенце (релаксация).
Логопед: – Вот и закончилась наша игра, и отдыхает вся детвора. Но ваши приключения продолжаются.
Воспитатель: – Ребята, смотрите, а вот и рыбка, которая спаслась от крокодила и приплыла к нам. (У воспитателя в руках рыбка – воздушный шарик). А вот её подружки, когда спасались от крокодила потеряли свои краски и стали бесцветными, не яркими. И нашей рыбке скучно одной. Давайте разрисуем её подружек. Но где же они будут жить? Озеро- то замёрзло. Поэтому предлагаю разделить наши обязанности. (дети выбирают вид деятельности, кто будет рисовать озеро, а кто разукрашивать рыбок).
Воспитатель: – Давайте назовём материал для работы. (дети называют). Предлагаю приступить к работе.
Часть детей раскрашивают рыбок (воздушные шарики прикреплённые к столу) красками. По окончании работы к рыбкам прикрепляют хвост и плавники из гофрированной бумаги. Другие дети рисуют озеро – на альбомный лист воспитатель выдувает пену для бритья, дети набирают в пипетки разведенные краски, капают на пену и легонько размазывают их кисточками, рисуя дно, водоросли и т.д..
Воспитатель: – Ребята, наша рыбка очень обрадовалась, что у неё появились подружки, и со дна озера в знак благодарности они достали камешки, но не простые, а съедобные! (дети получают сладкое угощение).
Завантажити заняття та додаток “Прикладывание льда по контуру губ (6 точек)” :v-gosti-k-zolotoy-rybke