Заняття з валеології в середній групі
Відомості про автора: Пашкевич Анжела Олексіївна,
Вихователь-методист
Спеціальний дошкільний заклад № 8 «Півник»
(компенсуючого типу)
Міське управління освіти міста Костянтинівка
Донецька область
Занятие по валеологии в средней группе
«Путешествие в страну Здоровья»
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- формировать и систематизировать элементарные знания и навыки здорового образа жизни; потребность соблюдения правил личной гигиены и распорядка дня.
- продолжать формировать навыки ухода за своим телом, показать, что здоровье-главная ценность в жизни человека, закреплять знания туалетных принадлежностей и их назначение.
Развивающие задачи:
- развивать познавательные процессы(память,внимание,мышление), тактильные, зрительные ,слуховые ощущения при проведении дидактических игр.
- развивать связную речь.
- формировать умение связно и понятно высказывать свои мысли.
- учить подбирать прилагательные к заданному слову.
- продолжать учить образовывать прилагательные от существительных.
- упражнять в назывании антонимов.
- развивать физиологическое дыхание.
- развивать культуру общения и поведения.
Воспитательные задачи:
- воспитывать активность, желание участвовать в процессе занятия.
- воспитывать доброжелательное и бережное отношение не только к своему здоровью и к здоровью окружающих.
- формировать интерес к окружающему миру, стремление узнать что то новое.
- воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание быть здоровым, чистым и аккуратным.
Материал: куклы-жители Кукляндии (Чистюля, Ласкавушка, Дрема, Плохиш, Растишка, Лесовичок, Фея Здоровья),карта-маршрут, тропа здоровья «Морское дно», коврики с каштанами, «Капитошки»-мешочки с солью, шишки сосновые и еловые, мешочки с лекарственными травами, стаканчики с трубочкой и водой аромокулончики, дидактические игры «Предметы гигиены», «Полезная и вредная еда», цветок здоровья, ростомер, сундучок с предметами личной гигиены.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений: «Сказка о микробах», «Принцесса Ласунка»,стихотворение о здоровье, предметах личной гигиены, чтение стихотворения «Мойдодыр», беседы о здоровье, разучивание массажа, самомассажа, дидактические игры « Хорошее – плохое зрение», «Спокойный и здоровый сон», «Чистая и грязная кожа», «Больные и здоровые уши», пословицы о здоровье.
Ход занятия
- Организационный момент.
– Социальная игра «Тепло ладошек»
Доброго дня пожелайте друг другу
Ласку, добро передайте по кругу
Радостью всех одарите теплом
Станьте для ближнего светлым лучом
Предайте тепло ладошек по кругу.
– Приветствие.
С добрым утром, солнце золотое
С добрым утром, небо голубое
С добрым утром, планета Земля
С добрым утром, все мои друзья.
Воспитатель: – Дети, вчера был у нас четверг, какой день наступил сегодня? А какое у нас занятие? Давайте вспомним девиз страны Здоровья.
Дети:
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знают все мои друзья
Должен быть режим у дня.
Ты здоровье береги
Сам себе ты помоги.
Воспитатель: – Дети, знаете мне сегодня на телефон пришло интересное смс, кто его мог отправить? (в руки берет мобильный телефон и читает смс)
«Милые детишки 1 группы, у меня случилась беда! У моего цветка Здоровья, который я хотела подарить лесным жителям, ветерок баловник разбросал лепесточки по всей Стране Кукляндии, я вас прошу о помощи»
Воспитатель: – Дети, как вы думаете, надо помочь Фее Здоровья?
Ответы детей.
Воспитатель: – Конечно, молодцы, вы же у меня добрые, отзывчивые дети.
Воспитатель: – А давайте вспомним, какие куклы у нас живут в стране Кукляндии? (ответы детей)
Воспитатель: – Ну, что? Будем отправляться в путешествие?(ответы детей)
Воспитатель: – Ой, смотрите, что я нашла! Фея Здоровья оставила нам карту-маршрут нашего путешествия, по ней мы сможем найти все лепесточки с Цветка Здоровья (рассматривают)
Воспитатель: – Ой,но тут только 4 карты!! А нас сколько?(8)
Что же нам делать? (Давайте найдем себе друга и станем по парам)
Молодцы! А теперь давайте рассмотрим карту-маршрут.
Воспитатель: – А теперь давайте найдем цифру 1,это и будет начало нашего маршрута,а что рядышком с цифрой 1 нарисовано?(ответы детей)
Воспитатель: – Да, это цветок. У кого из жителей Кукляндии есть волшебный цветочек? (ответы детей)
Да, это Ласкавушка. Где она у нас живет? ( в раздевалке)
Идем в гости к Ласкавушке.
Дети, Ласкавушка хочет с вами поговорить о здоровье
2. Игра-беседа «Здоровье и мы»
Воспитатель: – Кто хочет быть здоровым? А почему вы хотите быть здоровыми?
В ваших силах не только сохранить свое здоровье, но и укрепить его.
Как вы понимает, что такое здоровье? (здоровье-это сила, красота, когда хорошее настроение и все получается)
Воспитатель: – Правильно, ведь радостное хорошее настроение помогает нашему здоровью.
Воспитатель: – А как вы считаете, угрюмый, злой, раздражительный человек может быть здоровым? (ответы детей)
Воспитатель: – Нет, конечно, он легко поддается болезни.
Дети, значит хорошее настроение и улыбка служит нам защитой от болезней, давайте чаще дарить друг другу улыбки.
Улыбнись миру и мир улыбнется тебе.
Воспитатель: – Дети, давайте с вами вспомним пословицу о здоровье.
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
Воспитатель: – Дети, а Ласкавушка для нашего путешествия дарит нам кулончики, чтобы с нами ничего не случилось в пути(раздаю аромокулончики)
Воспитатель: – Понюхайте, пожалуйста, какое масло в кулончиках?(ответы детей)
А какое масло еще можно капнуть в кулончик?(ответы детей)
Воспитатель: – Молодцы! Вы хорошо отвечали и Ласкавушка отдает нам первый лепесточек.
Давайте посмотрим на нашу карту, куда показывает нам стрелочка? Стрелочка ведет к какой цифре? (ответы детей – 2), что нарисовано возле нее? (ответы детей)
Воспитатель: – Так, это подушечка.
Как вы думаете, у кого из жителей Кукляндии есть подушечка?(ответы детей)
Воспитатель: – Ну, конечно, это наш Дрема. Где он живет?(ответы детей)
Воспитатель: – Ну, что, отправляемся к Дреме?
Дрема в спальне у нас живет
Дрема сон наш бережет
Воспитатель: – Рома, пойди в спальню и принеси Дрему(ребенок несет куклу Дрему)
Воспитатель: – Дети, Дрема хочет узнать у вас, для чего человеку нужен сон 3. Игра «Полезный сон»
Воспитатель: – У кого в руках подушечка, тот и будет отвечать.
Сколько раз мы должны спать в сутки? (ответы детей)
– Вечером мы во сколько должны ложиться спать? А днем? (ответы детей)
4. Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: – Дети, Дрема хочет с вами поиграть в игру « Скажи наоборот»
Здоровый-больной
Полезный –вредный
Веселый- грустный
Слабый-сильный
Далеко-близко
Улыбка- слеза
Смеяться- плакать
Твердый- мягкий
Холодный-теплый
Сладкий-кислый
Светло-темно
День-ночь
Воспитатель: – Молодцы, хорошо поиграли.
Дети, Дрема мне сказал, что когда вы спите, кто то из вас храпит, кто то сопит, он хочет вас научить правильно дышать.
5. Игра «Волшебная трубочка»
Воспитатель: – Сейчас мы поиграем в игру «Волшебная трубочка» ( стакан с водой и с трубочкой)
Носиком вдохнули, а ротиком выдохнули, у кого больше пузырьков?(ответы детей)
Воспитатель: – Вот и прекрасно, научились правильно дышать и Дрема отдает нам лепесточек.
Ну что, дальше путешествуем, куда нас ведет стрелочка?(ответы детей – К цифре 3)
Что нарисовано рядом? (ответы детей – кран и полотенце).
Где находится у нас кран? Кто в этой комнате живет?(ответы детей)
Воспитатель: – Да, это наша Чистюля. Амалия, пойди принеси Чистюлю(ребенок несет куклу Чистюлю)
Воспитатель: – Ой, что же это такое? Это какой то волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что в нем находится? (ответы детей – мыло, полотенце, зубная щетка, расческа)
Воспитатель: – Как вы думаете, кто это нам мог оставить?(ответы детей)
– Ну, конечно, же Чистюля.
– Дети, а чему нас учит Чистюля? (ответы детей – правильно мыть руки, быть чистыми, опрятными, чистить зубы, умываться, купаться, закаляться)
Воспитатель: -Дети, как мы всегда говорим Чистюле о чистоте?
Дети: «Чистота-залог здоровья»
Воспитатель: – А про водичку?
Дети: «Воды не бойся, ежедневно мойся»
6. Игра «Для чего?»
Воспитатель: – Чистюля нам предлагает поиграть в игру «Для чего?»
Я буду показывать вам предмет, а вы будете отвечать, для чего он нужен
(это мыло – нужно, чтобы мыть руки, полотенце, зубная щетка, мочалка, расческа)
7. Игра «Предметы гигиены»
Воспитатель: – А вот еще игра «Предметы гигиены» (ответы детей: мыло какое?- круглое, ароматное, овальное, полотенце, зубная щетка, мочалка, расческа)
8. Самомассаж лица.
Воспитатель: – А сейчас, чтобы чуть – чуть расслабиться, давайте поиграем в любимую игру Чистюли. Приготовьте ручки и личико.
Начинаем:
Лобик мыли?- мыли, мыли
Глазки мыли?
Щечки мыли?
Носик мыли?
Ушки мыли?
Шейку мыли?
Все помыли?
Чистые теперь?
Открыть к Здоровью дверь!
Воспитатель: – Дети, а что это мы с вами сейчас делали? А как вы понимаете слово – самомассаж? (ответы детей)
Воспитатель: – Правильно, вы его делаете себе сами.
А для чего нужен массаж и самомассаж?(ответы детей)
Воспитатель: – Молодцы, вот еще у нас один лепесточек.
Ой, дети, вы ничего не слышите? А я слышу какие то нехорошие мысли, плохое настроение пролетает у нас в группе, давайте посмотрим наш маршрут-куда нам дальше следовать?(ответы детей)
Воспитатель: – Что находится возле цифры 4?(ответы детей)
Да, это портрет Плохиша. Видно, он хочет нам помешать, пойдемте к нему.
9. Игра «Это верно или нет»
Воспитатель: – Плохиш предлагает нам поиграть в игру «Это верно или нет». Слушайте внимательно и отвечайте правильно.
– нужно всегда пить сырую воду из крана
– нужно играть со спичками
– нужно самим детям включать электрические приборы
-нужно летом ходить без панамки и сидеть под солнцем
– нужно без взрослых пользоваться аптечкой
– нужно размахивать ножницами
– нужно открывать двери незнакомым, если родителей нет дома
– нужно на прогулку не ходить
– нужно после прогулки руки не мыть
– нужно зимой есть снег и сосать сосульки
– нужно яблоки и груши никогда не мыть
– лук и чеснок никогда не кушать
– живчик «Лимон» не пить
– нужно кушать чипсы и пить кока-коллу (ответы детей)
Воспитатель: – Ох и Плохиш, хотел наше здоровье ухудшить! Но мы свое здоровье бережем! Не получилось у Плохиша ничего, вот и он нам отдает лепесток.
Отправляемся в путь дальше.
Воспитатель: – Что нарисовано возле цифры 5?(ответы детей)
Кто у нас с листиком дружит? (ответы детей)
Воспитатель: – Да, это наш дружок Лесовичок. Где живет наш Лесовичок?(ответы детей)
Да, сейчас мы отправимся в волшебный лес.
Сразу нам нужно пройти по островкам-кочкам, чтобы не попасть в болото.
Молодцы, хорошо справились с этим заданием (ходьба с препятствиями)
Воспитатель: – Ой, смотрите, мы вышли к морскому дну, давайте проведаем крабика (тропа здоровья – морское дно)
Воспитатель: – А вот, посмотрите, какие капельки – капитошки выскочили с моря! Дети, какая вода в море?(ответы детей)
Воспитатель: – Правильно – соленая, вот и внутри наших капитошек находится соль. Сейчас мы их положим на головку и походим по кругу(солевые мешочки в виде капитошек – капелек)
Воспитатель: – «Нужно спинку так держать, чтобы ровненько стоять, люди смотрят не дыша, ох, осанка хороша!» (ходят по кругу, на голове мешочек с солью – упражнения для осанки)
Воспитатель: – Ну, вот мы и пришли к Лесовичку. Давайте немного отдохнем – сядем в кружочек и послушаем пение птиц (слушают запись голосов птиц)
Воспитатель: – Дети, как дышится нам в лесу? (ответы детей)
Правильно, в лесу много кислорода, свежий воздух. Дети, Лесовичок нам приготовил лекарственные травы. Он их насушил и положил в волшебные мешочки.
Воспитатель: – Давайте попробуем отгадать, что за травку насушил нам Лесовичок? (мята, мелисса, ромашка)
Сейчас мы подышим этой травкой (дышат)
Воспитатель: – Дети, а Лесовичок нам еще насушил вот какой травки. Какие мы можем приготовить отвары из этой травки?
10. Игра «Угадай, какой отвар»
Из ромашки – ромашковый
Из липы -липовый
Из мяты – мятный
Из земляники
Из малины
Из ежевики
Из клубники (ответы детей)
Воспитатель: – Какие вы молодцы! Знаете, какие отвары получаются из лекарственных трав.
А еще наш Лесовичок приготовил шишки, какие они дети, смотрите? (ответы детей – сосновые, еловые)
11. Массаж рук.
Воспитатель: – Давайте сейчас сделаем массаж ручек. Для чего мы делаем массаж?(ответы детей)
Воспитатель: – Лесовичку понравилось, как мы делали массаж, дышали и он отдает нам лепесточек.
Идем, дальше собирать лепесточки. Давайте заглянем в нашу карту.
– Куда показывает стрелочка?(ответы детей)
Да, она показывает на цифру 6. Что изображено рядом с цифрой?-(ответы детей – Ростомер)
Воспитатель: – К какому жителю мы сейчас отправимся?(ответы детей) Ну, конечно же, к Растишке.
Дети, Растишка очень хочет с вами поиграть, он хочет узнать, знаете ли вы о полезной и вредной пище? Ведь, чтобы вырасти, какую пищу мы должны употреблять?
12. Игра «Полезная, вредная пища»
Воспитатель: – Растишка предлагает поиграть в игру «Полезная, вредная пища»
Вы должны рассмотреть картинки и выбрать полезную и вредную пищу, картинки с полезной пищей вы вешаете на доску, а картинки с вредной пищей вы оставляете на столе.
Молодцы! Выбрали правильно полезную пищу.
А для чего нам нужна полезная еда?(ответы детей)
Воспитатель: – Правильно,от полезной еды мы растем. Давайте посмотрим, кто на сколько вырос(дети меряют рост на ростомере)
Дети, кто был самым внимательным и заметил, кто у нас самый высокий и кто у нас самый низкий?(ответы детей)
13. Массаж спины.
Воспитатель: -А сейчас давайте сделаем массаж для спинки. Станьте, пожалуйста в колонну друг за другом.
Дождь,дождь
Надо нам расходиться по домам
(хлопки по спине)
Гром,гром ,как из пушек
Нынче праздник у лягушек
(кулачки)
Град,град,сыплет град
Все под крышами сидят
(пальчики)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин
(гладим по спинке)
Воспитатель: – А теперь повернулись в другую сторону и еще раз делаем.
Давайте посмотрим в маршрут, куда мы отправляемся? (ответы детей)
Воспитатель: – Да, последний пункт – это домик Феи Здоровья.
Дети: – Здравствуй, Фея Здоровья!
Воспитатель: – Давайте Фее Здоровья покажем лепестки от ее цветочка, и скажем каким они цветом(ответы детей)
Воспитатель: – А сейчас выложим цветок здоровья, вот серединка, а теперь давайте по цифрам выложим лепестки(дети выкладывают лепестки)
Какой красивый цветок у нас получился.
Воспитатель: – Дети, Фея Здоровья в знак благодарности приготовила нам угощения.
Смотрите, какой пирог! Чем он украшен? (ответы детей- это фрукты)
Воспитатель: – А еще Фея Здоровья принесла нам калину, какой получится чай из калины?( ответы детей)
А кто знает, на что похоже зернышко калины?(ответы детей)
Воспитатель: – Правильно, на сердечко. Вот поэтому калина стала символом Украины.
Дети, давайте нашим гостям подарим сердечки в знак того, что мы их всех любим и чтобы у них всегда было здоровое и крепкое сердце.
Воспитатель: – А мы дети идем с вами пить калиновый чай и есть пирог с фруктами.